Чуйский тракт.
  1. СТАРТОВАЯ СТРАНИЦА
  2. РАССКАЗЫ
  3. ФОТОГАЛЕРЕЯ
  4. СОВЕТЫ БЫВАЛЫХ
  5. ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Алтай, Чуйский тракт


Всё решено и оговорено – едем на Алтай, по Чуйскому тракту. Команда «схоженная», то бишь, «съезженная». В компании с Володей и Алексеем мы проезжали от озера Байкал через хребет Хамар-Дабан к Гусиному озеру, побывали в Баргузинской долине, на полуострове Святой Нос, ещё ездили на Первомай в Монголию (откуда нас почти депортировали), но, впрочем, последнее неважно. А вот теперь – Алтай!
В первый день, преодолев около девятисот километров по трассе «Сибирь», заселяемся в городе Канске в одноименный отель «Сибирь». Собственно, четвертый этаж этой гостиницы именуется хостелом, но мы получаем два двухместных уютных номера с собственным душем, туалетом, телевизором, светлым ковром на полу. Кухня в конце коридора, там есть необходимая посуда, чайник, плита и холодильник. Отлично выспавшись и отдохнув, утром выдвигаемся дальше, в Кузбасс. Погода переменчива, солнце прячется за облачками, а потом надвигается грандиозная сине-чёрная туча в полнеба, и мы едем прямо в чудовищный дождь. Далее путь омрачается увиденным на дороге разбитым автомобилем, а водителю «Скорая помощь» уже не поможет… Похоже, отягчающих обстоятельств добавили металлические ограждения, съевшие обочину и не позволившие увернуться от встречной машины. (Кстати, когда ехали обратно, ограждений на этом участке не стало, их демонтировали.) На номерном знаке машины виден регион - 38-й - спешивший куда-то водитель земляком нашим был … , Лица у всех суровеют. Но трасса требует внимания, уже виден Красноярск. Небо разъяснилось. Останавливаемся, Лёша меняет колёса. Прошу ребят проехать по центральному мосту, хочется посмотреть город. Однако при въезде на мост снова стена дождя, видны лишь перила моста через реку Енисей. Ладно, осталась ещё попытка №2 – на обратном пути. На обед останавливаемся в какой-то невнятной кафешке, заказываем «первое-второе- компот». Девочка приносит наши типа котлеты, мы напоминаем, что у нас ещё и борщ. Брови подавальщицы недоуменно взлетают вверх:

– «И чё? Принесу попозже».

– «Так оно же потому и первое, что вперёд котлеток идёт»!

– «И чё? Счас принесу».

Приносит. Салат Лешка получает «на третье».
Далее длинная дорога по лесам. Перед Кемерово поужинали и заночевали в придорожном отеле «Семь два семь» – не поглянулось нам там. Потом Кемерово с широкими проспектами, за ним 120- километровый участок шикарного шоссе с дорожным знаком, предписывающем двигаться со скоростью НЕ МЕНЕЕ 130 км/час, и поэтому наше знакомство с автобаном заканчивается скоро. Теперь по шахтерскому городку Ленинск – Кузнецкий выезжаем в поля, здесь по пути попался святой источник, там и освежились и набрали питьевой воды в канистры. После полей дорога через сплошные леса, вокруг красивая тайга, населённых пунктов нет, лишь на полпути до Барнаула есть отворот к селу Завьялово. Нас удивляют ровные горизонтальные участки трассы, проложенные без спусков-подъемов, напрямую с вершины до вершины, а высоченные островерхие ели прячутся глубоко в распадках, внизу под дорогой. К обеденному времени мы выезжаем на трассу Р 256 (М52 до 2017г.) «Алтай»: Новосибирск – Горно-Алтайск. Барнаул рядом, но трасса обходит его. Прием пищи и - вперёд! Окрест сплошные поля, на обочине покупаем лесную земляничку – вкусно. Жара, она накрывает меня в Бийске в универмаге: только что стояла у прилавка аптеки и вдруг: хлоп, я сижу на полу магазина, и вставать с холодных плиток мне совсем не хочется. Но через полчаса я оклемалась, и мы продолжили наш путь. Заехали в Сростки (384 км) к памятнику Василию Макаровичу Шукшину. Хорошее место на вершине холма, горе Пикет с отличным видом на леса, поля и реку. А к вечеру мы в селе Усть Сема, (497 км) отворачиваем с трассы влево, едем в район Нижней Катуни, в Чемал. Это излюбленное место отдыха, на протяжении сорока километров слева-справа стоят турбазы, оживленное и шумное место. Название Чемал означает, «муравейник» - это, правда, относилось раньше к множеству овечьих отар при взгляде с окружающих гор. Сейчас овечек нет, но на муравейник всё равно похоже... Доезжаем до края турбаз, ставим палатку, за деньги, но ничего не попишешь, как говорится: «со своим уставом в чужой монастырь не ходят». Утром «по уставу» натягиваю поверх джинсов длинную юбку, на голову накидываю шарфик, на котором ношу фотоаппарат, и мы посещаем монастырь на берегу реки. По подвесному мосту проходим к храму на острове Патмос. Впечатляет: вертикальные высоченные каменные берега острова и светло-бирюзовая Катунь внизу под ногами.
(Название «Патмос», скала на Катуни получила в честь одноименного греческого острова, где когда-то молился святой апостол Иоанн Богослов. Первый Чемальский храм был построен трудами иеромонаха Иоанна в 1849 году и освящён епископом Парфением в 1855 году. Тогда переправлялись на остров на лодках. Около храма есть так называмые билы - предшественники церковных колоколов. Билы это металлические пластины, различные по размеру. Говорят, когда по ним ударяют специальными колотушечками, над Чемалом долго плывут необыкновенные звуки.)
Ещё посмотрели историческую Чемальскую ГЭС - (первенец электроэнергетики Алтая, построенную в 1935 году в самом устье реки Чемал. Чемальская ГЭС, мощностью в 500 лошадиных сил ГЭС имела две горизонтальные турбины с ременной передачей на генераторы. Она обслуживала в то время ряд сел Элекмонарского района, сейчас столько мощности требуется одному санаторию. Сейчас её посещают, как исторический объект. Рядом с ГЭС, над рекой Чемал сооружен подвесной мост.)
Мы вернулись в Усть - Сему и встали снова на Чуйский тракт. (На данный момент Чуйским трактом официально именуется трасса (Новосибирск-Бийск-Ташанта), начинающаяся от города Новосибирска, но исторический тракт берет начало в городе Бийск и имеет протяженность около 630 км. В Бийске даже есть Музей Чуйского тракта. Современная автомагистраль хорошо асфальтирована и считается очень комфортной для многочисленных автомобилистов, ежегодно проезжающих по главной дороге Алтая. В китайских хрониках тысячелетней давности содержатся упоминания о Мунгальском тракте на месте современного Чуйского тракта. Вероятно, он был одним из северных ответвлений Великого шелкового пути, и вел торговые караваны в Монголию. Изыскание лучшего и кратчайшего направления тракта началось летом 1914 года. Экспедицию изыскателей возглавлял инженер ведомства путей сообщения и будущий писатель В. Я. Шишков, автор книги «Угрюм река».) Минуем селенья, подъезжаем к первому, обозначенному перевалу на дороге, Семинскому. (Высота перевала достигает 1717 метров. Девять километров подъема к перевалу и живописный спуск протяженностью одиннадцать км. На вершине перевала в 1956 г. установлена стела в честь 200-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав России. (583-й километр трассы). Невдалеке, на большой площадке многочисленные торговцы сувенирами, медовухой, и, конечно, мёдом, которым славится Алтай. Слева-справа от дороги такое разнотравье, такие вкусные запахи, они вплывают в машину - узнаётся чабрец, полынь, и ещё что-то незнакомое, волшебное с раскинувшихся рядом альпийских и субальпийских лугов. Километров через сто двадцать подъезжаем к перевалу с называнием Чике-Таман(657 км).
В отличие от Семинского, он вьётся по затейливым петлям серпантинов. Отмечаем это место, как красивый инженерный объект. Строительство этого, одного из самых сложных участков дороги потребовало больших затрат денег и труда. Завершили этот этап только в 1984 году. На вершине перевала, откуда открывается красивый вид, стоит памятник дорожному рабочему с нехитрым инструментом: лопатой и тачкой.
Спустившись с перевала, чаёвничаем на берегу реки в симпатичном чистом месте, тут стоят столики, лавки. Отдохнув, следуем далее. Но здесь невозможно просто ехать! Хочется выйти посмотреть или хотя бы притормозить для разглядывания. Река вьётся слева, справа горы. О! Рядом с дорогой вместо крутого, но всё-таки откоса горы стоит совершенно вертикальная песчаная стена(687 км) высотой с пятиэтажку! Далее начинаются катунские террасы(690 км), будто кто-то выровнял за рекой протяженный откос, устроив на его верху ровную площадку. Отсюда наматываем на спидометре полтинник и оказываемся у слияния рек Чуя и Катунь. Катунь называют бирюзовой – так и есть, а Чуя вливается грязновато-серым потоком. Место носит название Чуй-Оозы (712 км), алтайцы считают его святым местом. Здесь, конечно, выходим, потому как красота! Катунь, снисходительно вильнула в сторону Чуи, приняла её и вернулась обратно, образовав подкову. Много дорожной техники, обустраивают дорогу, сделан новый мост через Катунь, Чую.
Через полчаса между селами Иодро и Иня ещё одно интересное место – Калбак Таш. (724 км)
(Скалы из зеленовато-коричневых сланцев буквально покрыты многочисленными петроглифами. В результате исследования древнего святилища было перерисовано или сфотографировано более 2000 рисунков, общее же их количество, по некоторым оценкам, может доходить до 10 тысяч. Большинство древних рисунков выполнены в технике точечной выбивки, каменными или металлическими орудиями. Более поздние рисунки вырезаны острым орудием. На камнях можно увидеть фигуры животных, населявших Алтай несколько тысяч лет назад, сцены охоты и различные, в том числе и солярные (изображение свастики), символы. Так же есть начертанные на камне тридцать строк рунического письма. (Древнее руническое письмо — письменность, существовавшая у части древних народов в VIII-X веках на территории Центральной Азии и напоминающая по форме знаков германские руны.) Однако множество рисунков были утрачены, засыпаны грунтом при выпрямлении и поднятии Чуйского тракта. В настоящее время памятник продолжает постепенно разрушаться в связи с антропогенным воздействием, близостью к автомагистрали.)
А через пять километров видим торчащий из земли Оленный камень - Адыр Кан (728 км).
Далее справа от дороги увидели памятник красногвардейцам, погибшим во время Гражданской войны от рук беляков и сброшенных ими здесь в Катунь. Слева высокая скала. На Алтае скалы с отвесной стеной, уходящей в реку, называют «бомы».
(Белый Бом (741 км), до прокладки современной магистрали считалось самым опасным местом Чуйского торгового тракта. Встретившись здесь, две вьючные лошади не могли разминуться. Сейчас в скале проложена современная магистраль. Но и сегодня на территории массива сохранился старый участок Чуйского тракта, построенного в 1903-1913 гг.)
Не успели, как следует, уложить в голове впечатления от археологии, как впереди новый памятник: на пьедесталах стоят две машины, первая - грузовик АМО, вторая Виллис (изображающий Форд). На металлических табличках у машин текст песни о Кольке Снегирёве. Именно здесь разбился, сорвался в пропасть «отчаянный шОфер». Но это легенда. На самом деле, как рассказывал автор слов песни М. П. Михеев, прототипа героя звали Коля Ковалёв, его подругу, кондуктора автобуса, Ираидой. И, хотя Коля Ковалёв тоже был чуйским шофером, но машина его не срывалась в реку. Трагическую же его гибель при падении с утёса, равно как и шоферскую профессию девушки, поэт просто сочинил. Для выразительности. Да и короткое имя Рая лучше рифмовалось. Песня была написана в подарок друзьям, Ковалёвым Николаю и Ираиде, было это в 1932 г. Но такая получилась душевная песня, с таким чувством исполнялась, порой со сменой или добавкой куплетов, что стала народной. И поверили песне, и утверждали «очевидцы», что произошла эта трагедия именно здесь. Прежний памятник был самодельный, три кардана, приваренные к колесному диску и железная баранка сверху. Этот памятник с выбитой надписью «Кольке Снегирёву» стоит сейчас в музее Чуйского тракта в Бийске. (Памятник на 744 км.).
Мы въезжаем в село Акташ (788 км от Н-ска) и сворачиваем с тракта влево, это направление на Улаганский перевал. В восьми километрах от Акташа дорога прорезала скалу, это так называемые Красные ворота, цвет камням придает киноварь – сульфид ртути.
(В десяти км от Акташа был ртутный рудник, построенный в годы Великой отечественной войны, в то время, когда другие месторождения ртути оказались на оккупированной немцами территории. Да и сам посёлок создан был, собственно, для работников рудника, который в девяностых годах ХХ века закрыт.)
Совсем рядом с дорогой тянется узкое длинное озеро, мы проезжаем выше на плато и ставим палатки для ночлега. Высотная отметка здесь значительная, прохладно. Зато красиво – в озере за палаткой отражаются далёкие снежные вершины. Утром движемся к Улагану, самому высокому (2080м.н.у.м.) здесь перевалу, с него открываются дали во все стороны, лесистые горы как волны.
В посёлке райцентра, селе Улаган, асфальт закончился, началась грунтовка. Через семнадцать км село Балыктуюль, из него следуем по указателю «На Балыкчу». Забирая наверх, дорога открывает всё новые виды. Внизу озеро необычайно красивого изумрудного цвета. Лес заканчивается, выезжаем на открытое место, оно и есть перевал Кату-Ярык, необычный, односторонний; перевал - это спуск с Улаганского плато в долину Чулышмана. Место потрясающее! Внизу блестит река Чулышман. Уклон самой горы семьдесят (!) градусов, спуск по крутому серпантину, сооруженному в 1989 году взамен конной тропы. Дорога длиной три с половиной километра узкая, двум машинам не разъехаться, только в местах поворота (не плавные петли, а девять остроугольных зигзагов) имеются карманы. Мы только смотрим на эту страшную красоту. Осторожная мудрость побеждает, мы возвращаемся в Акташ и продолжаем наш путь на юг. В восьми километрах от Акташа заворачиваем на Гейзерное озеро(796 км). У маленького прозрачного озеро на дне родник, периодически бьющий фонтаном вверх и фантастически меняющий картину из песка под водой. Похоже на детский калейдоскоп: при малейшем повороте возникает новое изображение.
Километров через десять справа открывается Северо-Чуйский хребет (с 802км) – право слово, открытка! С отметки (824 км) начинается Курайская степь.
(Курайская степь по своему характеру имеет ярко выраженные черты пустыни, чем значительно отличается от прочих долин Алтая. Годовая норма осадков не превышает 200 мм. Климат здесь очень суровый. Лето короткое, причем жаркие летние дни могут сразу же смениться снежной вьюгой. Продолжительность безморозного периода не превышает 55-60 дней. Зима малоснежная, очень холодная, сопровождается постоянными ледяными ветрами. Для степи характерны резкие контрасты температуры воздуха и поверхности почвы, причем не только летней и зимней, но и дневной и ночной температур.)
Доезжаем до села Чаган-Узун (864 км), отворачиваем с трассы вправо и километров через восемь-десять нам открываются знаменитые марсианские пейзажи Кызыл Чина (Красного ущелья). Красный цвет обусловлен высоким содержанием солей ртути в древних глинах. Но картина, открывшаяся нашим взорам, не монохромна, палитра оттенков очень широкая: от светло-желтого и буро-зеленоватого до насыщенного бордового. Время нашего приезда часов шесть вечера, и это очень удачно, так как закатное солнце освещает местность, подчеркивая и выделяя оранжевые складки склонов живописными тенями. Конечно, восхищаемся и начинаем безудержно фотографировать. После разбиваем бивак на берегу речки под тополями и ивами, вон даже куст дикого крыжовника рядом с тропой растёт – похоже на Среднюю Азию. А назавтра, пройдя вверх по реке километра три, мы попадаем на так называемый «Марс-2», в район разноцветных, фантастических гор. Чёткие, как нанесённые на палитре неведомым художником, рядом идущие полосы: розовые, сиреневые, зеленоватые. Экскурсоводов в нашей группе нет, зато есть геолог, и нам выдаётся информация о причинах, обусловивших разные цвета глин. Вроде понятно, но, всё-таки, наверное, без волшебства здесь не обошлось - нереально красиво! После завтрака выдвигаемся на тракт. Если повернуть на юг, то до конца Чуйского тракта остаётся всего около восьмидесяти километров, а там, за селом Ташанты (941-й км) уже госграница с Монголией. Можно было посмотреть Чуйскую степь (с 874 км), и село Кош Агач (890-й км). Но мы пойдём на север, обратно.
Что ещё мы видели? Лошадей на высокогорном лугу и птицу удода, новые мосты через Чую и Катунь, село Инегень в горах. От Иногеня мы намеревались добраться до Тюнгура, но, к сожалению, дорога закончилась тупиком, дальше только пеше-конная тропа. Пришлось переночевать на берегу быстрой Катуни и возвращаться обратно. Узкая, на одну машину, дорога к Инегеню идёт по выбранной в крутом скальном склоне полке: с одной стороны каменная стена, а с другой – многометровый обрыв к Катуни, и без каких-либо ограждений. Так что, увернувшись от Кату-Ярыка, свою порцию адреналина я получила на этом Инегенском боме, причём, два раза: туда и обратно. Некий, охватывающий меня при этом ступор объясняет отсутствие фотографий с этого участка… За Сростками остановились на турбазе, соблазнившись баней, и ещё у хозяев была прописана услуга «рыбалка на пруду». Наш Вова, постоянно рыбачащий на Витиме, едва со смеху не помер, заглянув в водоём, где плавали чуть не пронумерованные рыбы. Отказались от столь позорного занятия. Назавтра в Манжерок (469 км)заехали, там чистят экскаваторами дно озера, идёт реконструкция благоустройства. Мы не особо впечатлились этим всесезонным курортом. Решили: «Ну, а если ты, дружок, не заедешь в Манжерок»… - немного и потеряешь. По дороге обратно с удовольствием занялись повторением пройденного, здесь это было буквально пройденным и теперь знакомым. Подивились во второй раз дороге Алтай – Кузбасс.
(Автомобильная дорога "Алтай-Кузбасс" это … недостроенная во времена знаменитой Перестройки железная дорога от станции Среднесибирская, что в Алтайском крае до станции Мереть в Кемеровской области протяженностью 230 километров. Причем большая часть "железки" уже была построена и даже электрифицирована. Не достроено было километров пятьдесят. В девяностых годах строительство было заморожено, а потом и вовсе железную дорогу разобрали, но земляное полотно и инженерные сооружения остались. В конце 1990-х годов губернаторы Алтайского края и Кемеровской области приняли решение, что вместо рельсов здесь следует уложить асфальт. Благодаря этому, от Барнаула идёт со стороны Алтайского края почти сотня километров, прямой как стрела шоссейки. До сворота к поселку Залесово дорога идет по самой настоящей глухомани. От Залесова, которое расположено в Алтайском крае, до выхода в Кузнецкую котловину в Кемеровской области вблизи дороги нет ни одного населенного пункта. Есть единственное небольшое кафе на границе Алтайского края и Кемеровской области. Продолжительный участок дороги идет через Салаирский кряж — невысокую горную систему, разделяющую Алтай и Кузбасс. Удивляет совершенно непривычная для автомобилистов постоянность уклона и плавность серпантина. Железнодорожное прошлое определило весьма специфичный профиль дороги: кривые имеют радиус не менее трёхсот метров, уклоны — не более сорока метров на один километр. Через все понижения рельефа, включая мелкие ручьи, построены мосты и виадуки с основательными опорами, мощными пролетными металлическими фермами, которые были рассчитаны на тяжеловесные составы с углем; на обычных автодорогах такие переправы не строят.)
Ещё где-то в Кузбасе была ночёвка в придорожной гостинице «Два медведя» с чучелами грозных зверей в холле, на медвежьих лапах яркие кухонные рукавицы – короче, китч.
Автотрассы чаще всего идут в обход городов, поэтому кроме названия населенного пункта, порой и вспомнить нечего, а вот в город Мариинск мы специально заехали и были им очарованы! Названный в честь императрицы Марии Федоровны, уездный городок очень уютный. Множество деревянных старых домов с резными ставнями, деревянных больших скульптур – есть даже памятник картошке. В городском сквере бронзовая скульптура лося и деревянный парковый диван (так на нём написано) – подарки губернатора Амана Тулеева городу на юбилей (с 1857г.) Почти на каждом доме металлическая табличка с надписью, кто здесь жил и чем занимался. В большинстве еврейские имена и фамилии. Городок живёт неспешной жизнью. Настолько неспешной, что мы, желая купить знаменитый местный бальзам, простояли у фирменного(!) магазина полчаса после начала работы (по расписанию) и уехали, не дождавшись продавца. В кафе напротив добродушно пояснили: «Женщина, та приходит вовремя, а когда парень работает, то часто задерживается…» Ну что ж, ему не повезло.
Последняя ночь путешествия, в полюбившемся нам хостеле города Канска на ул. Кытманова,65. И неважно, что отель этот канский, с одной «н» пишется, в отличие от столицы кинофестивалей. Дружно поставили гостинице «пятерку», так как теперь нам было с чем сравнить. Всё было интересно в поездке, жаль, далековато от нас, туда-обратно пять тысяч семьсот километров накрутили!

август 2018




О нас